Изучение классической юридической литературы расширяет представление юриста о доктрине права, углубляет знания и повышает его «экспертный уровень», поэтому говорить о важности чтения трудов советских, отечественных и зарубежных правоведов не является необходимым. Однако настоящий обзор посвящен художественному произведению, заслуживающему внимания всех тех, кто так или иначе связан с правом, что представляется не менее важным для расширения профессионального кругозора.
Обзор посвящен таинственой и одновременно противоречивой личности, родоначальникулитературы абсурда: Францу Кафке. Стиль сдержан и лаконичен, сюжеты иносказательны и в некоторой степени полифоничны. Творчество Франца Кафки представляет особую ценность для юристов хотя бы потому, что содержит в себе философский взгляд на сложившиеся правовую систему и устройство государства и права.
Кафка окончил Пражский Карлов университет, получил степень доктора права. Он застал начало глубоких перемен, видел, как рушится старый мир, и желал ему гибели. Кафка смог проникнуть в суть отношений власти и подчинения, что и объясняет наличие в его произведениях проблемы тоталитарных режимов, возникших уже после смерти самого Кафки.
Переходя к обзору произведения, стоит сразу оговорится, что «Процесс» – неоконченный роман, посмертно опубликованный другом автора Максом Бродом. Писатель завещал сжечь все его неопубликованные сочинения и именно нарушение авторского указания его соратникомпринесло Кафке мировую известность.
С цивилистической точки зрения такой поступок Брода наводит на размышления о проблеме нарушения воли умершего автора. Безусловно, М. Брод превысил свои полномочия и поступил вопреки распоряжению Кафки, но действительно ли Брод должен быть сжечь все рукописи Кафки? Остаётся открытым следующий практический вопрос: отчуждаемо ли право автора на уничтожение произведения? Думается, проблема пренебрежения волей автора находится в прямой зависимости от ответа на заданный вопрос.
Помимо этого, стоит ответить на вопрос о соотношении интересов личности и общественных интересов в рамках авторского права.
Безусловно, автор вправе определять, будет ли его произведение обнародовано при его жизни и после его смерти. Однако уничтожение объекта, представляющего культурную ценность для общества, идёт вразрез с интересами общества и государства. Если в приоритет ставятся интересы автора, необходим эффективный механизм их защиты, не допускающий нарушения воли умершего. В настоящее время эффективных механизмов попросту не существует.
Опубликованные Бродом произведения Кафки «Процесс», «Замок», «Америка»пользовались огромной популярностью после второй мировой войны, что не удивительно. Литературный критик Ганс Майер объясняет повышенное внимание к Кафке так: «Разочарование в реальностях войны и послевоенного времени; отказ от прежних утопий… Администрирование, автоматизация, картина мира, всесторонне управляемого бюрократией – все это, казалось, удается найти в пророческих предсказаниях Кафки».
«Процесс» признан ключевым произведением Франца Кафки и знакомство с писателем считаю необходимым начинать именно с этого романа. Герои Кафки являются жертвами существующего мира, обреченными на гибель от ножа государственного уклада. Образ ножа, часто встречающийся в его произведениях, показывает положение человека перед новой государственной организацией.
Сюжет романа абсурден и тем же реален. Прокурист крупного банка Йозеф К. неожиданно для себя подвергается аресту. Главный герой, как и все остальные, не знает, с чем связан его арест. Но он уже включён в этот процесс, выйти из него нельзя, ведь судьи твердо уверены в виновности подсудимого. Йозеф сталкивается с таинственностью, маскарадностью и чрезмерной формализованностью суда. Неизвестно, какой суд будет его судить, никто не знает, как доказать свою невиновность. Адвокаты считаются успешными, если им удаётся приостановить дело, о существованиии оправдательного приговора говорится как о легенде. В начале процесса Йозеф пытается бросить вызов системе, отрицает свою вину и отказывается что-либо предпринимать для своей защиты. Однако он не может жить вне этого процесса. Суд проникает в жизнь главного героя и преследует его повсюду. Многочисленные судебные канцелярии, расположенные на чердаках жилых домов, создают угрожающий и вездесущий образ судов.
Читатель узнает, с чем предстоит столкнуться «маленькому» человеку, попавшему в жернова машины правосудия. С какими сложностями встретится К. при спасении собственной жизни и сможет ли он вырваться из дегуманизированного судебного механизма.
Помимо явной проблемы администрирования, Кафка наводит на мысли о роли и возможностях правозащитников в судебном процессе, политических режимах, соотношении позитивного и естественного права. Он побуждает ответить на вопросы: в чем состоит роль суда, и какая судебная система наиболее справедлива? действительно ли соблюдается презумпция невиновности?
После ознакомления с «Процессом» кажется невероятным, что роман не был создан в нынешнем его виде самим автором. Кафка прекратил работу над произведением, оставив лишь черновики и разрозненные, не связанные между собой рукописи. Тот вид, в котором «Процесс»печатается и поныне – результат работы Макса Брода. При «составлении» романа Брод использовал даже те фрагменты текста, которые сам автор зачеркнул. Решение назвать произведение «Процессом» также принадлежит Броду.
Приведенные факты поднимают проблему определения авторства. Безусловно, нет оснований говорить о М. Броде как о соавторе, однако какова же его роль, и кто на самом деле является автором «Процесса»? Можно ли считать нарушением авторского права создание цельного произведения из «наработок» Кафки? Решение приведенных вопросов затрудняется неопределенностью понятия «произведение». Смею предположить, что для признания объекта авторского права произведением необходима воля автора. Кафка же намеренно оставил рукописи и перестал работать над ними. Не было воли Кафки и на создание кем-либо из его рукописей романа. Поэтому де-факто «Процесс» можно признать произведением М. Брода, хотя де-юре Кафка считается автором и на обложках изданий печатаются именно его инициалы.
Творчество Кафки многогранно. Бесконечно долго можно рассуждать о его судьбе и творчестве, поэтому призываю к чтению «Процесса» и дискуссии в комментариях!
https://www.kafka.ru/romany/read/process/31
С уважением,
Софья Сергиенко (студентка ИСОП 301 Б-вф-СО УрГЮУ)